История храма

Село Горностаево (большая его часть ныне вошла в состав поселка Индустрия) имеет более чем четырёхвековую историю. В писцовой книге XVI в. сказано: «За Иваном за Яковлевым сыном Бирева, а преж се было за отцом его за Яковом за Биревым деревня Горностаево, на речке на Язвине, а в ней двор помещиков, да крестьянских 5 мест дворовых». В 1646 г. Горностаево с 17 крестьянскими и бобыльскими дворами числилось за Борисом Петровичем Шереметевым. Боярин Б.П.Шереметев (ум. 1650) участвовал в Земском соборе 1613 г., избравшем на царство Михаила Феодоровича Романова. Был воеводой в Свияжске и Архангельске.

  В 1778 г. селом владел премьер-майор, князь Александр Алексеевич Долгоруков (1718-82). В 1805 г. – его сын князь Михаил (1758- 1817). В 1815 г. Горностаево – во владении князя Бориса Михайловича Черкасского (1756-1828). В 1830-х г.г. село принадлежало князю Николаю Борисовичу Черкасскому. В 1852 г. – князю Алексею Борисовичу Черкасскому. В 1852 г. в селе было 49 дворов, в которых жили 137 крестьян и 167 крестьянок. В 1911 г. здесь было имение братьев Жучковых.

  Храм упоминается в «Истории русского искусства» (т. IV) под редакцией И.Э.Грабаря (издание Академии наук  СССР, М., 1959): «…Постройки центрических храмов, подобных церкви в Филях, были широко распространены  в 90-х гг. XVII в. – в начале XVIII в. (среди них должны быть названы… Владимирская церковь в Китай-городе… храм в селе Горностаево близ Коломны)». Не удалось отыскать фотографии церкви, но в архиве было найдено описание: «Пятиярусная церковь типа «нарышкинских» конца XVII – начала XVIII вв. Здание кирпичное с белокаменными деталями. Прямоугольный первый ярус переходит в уменьшающиеся восьмерики. Карнизы восьмериков украшены разрывными фронтонами типа «петушиных гребешков». Оконные наличники оформлены колоннами с разрывными фронтонами. Углы восьмериков декорированы полуколоннами на кронштейнах. Ампирные апсиды низкие, тройчатые. При церкви более поздняя трапезная под двухскатной кровлей». Сама Владимирская церковь до пристройки трапезной и колокольни была каменной, однопрестольной с деревянной колокольней. При ней было 3 десятины усадебной земли, пахотной и сенокоса – 33 десятины.

*       *       *

Храм до разрушения  В 1833 г. священником здесь был Александр Филиппович Богрецов. С 1839 г. по 1871 г. настоятель церкви с. Горностаево – о. Григорий Иванович Горетовский (1816-1904), прибывший на приход сразу по окончании Рязанской духовной семинарии. Затем он служил в с. Новлянское (ныне г. Воскресенск). Он был возведён в сан протоиерея, отмечен всеми наградами, включая право служить с открытыми царскими вратами до «Отче наш», и удостоен личного дворянства. В 1889 г. окрестное духовенство съехалось на празднование 50-летия служения о. Григория в священном сане.

  После него в Горностаево определён о. Клавдий Цветаев, окончивший в 1871 г. Вифанскую семинарию. Дьячком служил Иван Васильевич Соколов. Отец Клавдий всецело предал себя устройству своего беднейшего храма, хотел к холодному пристроить два тёплых придела. Денег почти не было, а прихожане, 200 душ, едва кормились, и более половины поселян – раскольники – отказались помогать. С испрошенной сборной книгой о. Клавдий сам отправился искать средства. В феврале 1877 г. на имя преосвященного Игнатия, епископа Можайского, от священника Владимирской церкви с. Горностаево Клавдия Цветаева было направлено всепокорнейшее прошение, в котором говорилось о том, что церковь однопрестольная, при ней нет ни колокольни, ни ограды, стоит она на отлёте от жилья, даже от домов притча более чем в полуверсте. Почти со дня его поступления на означенное место (14 сентября 1871 г.) у него было желание выстроить при церкви каменную, пусть небольшую, колокольню. Об этом желании он сообщил многим, благодаря чему удалось собрать 600 рублей. Служение в холодном храме открыло нужду в построении тёплой, хоть и небольшой церкви. Да и многочисленные богомольцы, нередко и зимой приходившие в храм на поклонение чудотворной иконе Плакущей Божией Матери (о. Клавдий получил замечание, что он не имел права так называть икону в официальной бумаге, так как высшим духовным начальством икона чудотворной не была признана), указывали как на недостаток на отсутствие тёплого храма. (О том, как выглядел этот образ, можно судить по копии, сохранившейся в Богоявленской церкви Коломны).

  Суровые зимы оставляли церковь почти без прихожан. Однако нашлись благодетели, в числе их братья Губонины, кто побудил священника взяться за дело. Был составлен план придельного храма в честь великомученика Никиты и каменной колокольни, начали заготавливать строительные материалы. Разрешение на строительство было получено. Отец Клавдий нашёл добрых благотворителей, приготовил материал и в 1878 г. начал строить новые приделы по проекту архитектора Петра  Сантиновича Кампиони (ум. 1878). Но как только приступил – умерла его жена, оставив шестерых маленьких детей. Тем не менее, в 1889 г. окончены были два придела с духовым отоплением и большой каменной колокольней. 22 октября состоялось освящение двух приделов – великомученика Никиты и святителя Афанасия Александрийского. Местному настоятелю и благочинному о. Клавдию Цветаеву сослужили священники: Ильинский из с. Шкинь, Никольский из с. Сапроново, Зверев из с. Лыково и Машков из с. Прусы, три дьякона из с. Рыблово, Шкинь и Лыково, певчие – мальчики земской школы с. Сапроново  под управлением учителя Сергея Величкина. Присутствовал наблюдатель церковноприходских школ, священник с. Чиркино В.Померанцев. Отец Клавдий ввёл неспешное богослужение с общедоступным пением «Отче наш» и «Верую». Каждый воскресный день истово отправлялись молебны с акафистом местночтимой иконе Плакущей Божией Матери. С 1874 по 1884 г. о. Клавдий был законоучителем в Шкиньской начальной школе. В 1882 г. утверждён духовником благочиния, и в 1884 г. – благочинным. В 1885 г. стал кандидатом в члены правления Коломенского духовного училища. С 1888  по 1896 г. был заведующим и законоучителем Горностаевской церковноприходской школы, открытой им на собственные средства в своём доме, безвозмездно. В 1896 г. о.Клавдий переведён в Московский Троицкий, что в Покровском, храм.

  С 1896 г. в храме с. Горностаево служил священник Пётр Григорьевич Любимов (43-х лет), сын священника. В 1894 г. он окончил Вифанскую духовную семинарию. С 1895 г. был учителем церковноприходской школы с. Прусы. Женившись на дочери о. Клавдия, он получил место священника Владимирского храма с. Горностаево и был назначен законоучителем местной церковноприходской школы, для которой  в 1903 г. о. Клавдий на собственные средства построил каменное здание. В 1909 г. в школе было 36 учащихся. В 1905 г. о. Пётр  награждён набедренником, в 1911 г. – скуфьёй, в 1916 г. – камилавкой. У о. Петра и его жены Ольги Клавдиевны было шестеро детей: Степан (19 лет)  учился в Московской духовной семинарии; Анна, Григорий  и Владимир – во 2-м классе Коломенского духовного училища, Елена и Татьяна. Псаломщиком был Иван Степанович Виноградов (53-х лет).

  В 1890 г., по окончании Московской духовной семинарии, учителем церковноприходской школы с. Горностаево был назначен Дмитрий Алексеевич Богоявленский (1868-1937). Он родился в с. Щапово (в наше время в Ступинском районе) в семье священника. В 1892 г. рукоположен во священника к Троицкому храму с. Купавна. В семье о. Димитрия было 5 детей. За ревностное служение Церкви он был возведён в сан протоиерея. 12 ноября 1937 г. о. Димитрий был арестован в церковной сторожке, где жил, по ложному обвинению в контрреволюционной агитации, и 21 ноября расстрелян.

*       *       *

  Сегодня нелегко среди строений совхоза «Индустрия» найти Владимирскую церковь. Если ехать от Непецина, то она справа от дороги: за зданиями магазина и клуба. Сохранились трапезная часть, первый ярус колокольни и здание церковноприходской школы.

  В советские годы в уцелевших помещениях храма находился склад местного магазина. И хотя древнейшая часть святыни утрачена, трапезная трудами неравнодушных людей восстановлена, и здесь совершается Божественная литургия…

Просмотрели (423)